01.12.2015

9 настольных игр, в которые интересно играть взрослым с детьми

Настольные игры давно перестали быть чисто детской радостью. В наше время родители, умоляющие своих чад оторваться от компьютера и скоротать вечерок, раскладывая на столе магические карточки, расставляя ценные фигурки и подсчитывая победные очки, — не редкость, а закономерность. У каждой игры свой темперамент: одни неторопливы, как дачный вечер, другие энергичны, как восточный базар. Точно подобрать игру под компанию и под настроение — это искусство. Настольные игры незаменимы не только как часть семейной истории, в них сражаются на клубных турнирах и фестивалях подросшие любители «Каркассона» и Cluedo. Лучшие из настольных сюжетов не стареют веками, свежие — приносят своим авторам доход с миллионных тиражей. Придумать свою «настолку» выглядит теперь так же привлекательно, как продать сценарий в Голливуд. Мы решили выбрать 9 лучших настольных игр современности, в которые будет интересно играть как взрослой, так и смешанной компанией.

1. «Клюэдо» (Cluedo).

Родоначальница славного жанра детективных игр. Впервые издана в 1949 году компанией Waddingtons из английского Лидса, позже права перешли к американской Hasbro. Человек, который ее придумал, — современник Агаты Кристи по имени Энтони Пратт — был весьма замечательной личностью: служил клерком в адвокатской конторе, а в свободное время выступал в качестве клоуна. Сюжет Cluedo представляет собой классический герметичный детектив с ограниченным кругом подозреваемых. Из-за снегопада все оказались заперты в едином пространстве — загородном поместье доктора Блэка, аристократа и знаменитого антрополога. Там и произошло убийство. Жертва — хозяин дома, но кто же его прикончил: полковник Мастард — подсвечником в гостиной? Миссис Пикок — кинжалом в бильярдной? Старушка Уайт — кочергой в библиотеке? Или так: в библиотеке, но полковник Мастард, и не кочергой, а из револьвера? Шестеро подозреваемых, шесть вероятных орудий убийства, девять комнат, и с каждым ходом кое-что проясняется, а улик становится все больше. Но вот в чем проблема: многие улики ложные! А самое интересное вот что: пока вы, включив дедукцию, методично вычисляете вероятности и вычеркиваете взаимоисключающие варианты, кто-то вдруг — оп! — угадал и убийцу, и место, и орудие преступления. Потому что настоящий сыщик работает еще и на интуиции — прямо как инспектор Клюзо из «Розовой пантеры» (совпадение имен здесь далеко не случайно). Cluedo

вообще игра знаменитая, почти как «Сказки Матушки Гусыни». Ее постоянно цитируют, выпущена куча ремейков (разнообразные «Улики» и пр.), и даже снято несколько фильмов, в том числе прямая экранизация игры, правда, не британской, а американской версии. Жертва — шантажист, а действие происходит во времена маккартизма. Сейчас Hasbro выпускает русифицированную версию: вместо антрополога, естественно, олигарх, вместо старого поместья — особняк с бассейном, и комнат в нем больше. Полковник Мастард превратился в Гену Горчичникова, а роковая женщина Пикок — в актрису Галину Голубеву. Справедливости ради надо сказать, что сюжет и внутренние возможности игры стали даже богаче, но вот обаяния не прибавилось. Впрочем, это вопрос вкуса.

Возраст: от 9 лет, но игра непростая и дается даже не всем взрослым

Количество игроков: лучше всего играть вшестером — по числу подозреваемых и орудий убийства; но можно и втроем, с двойным комплектом карточек

Время партии: ~1,5 часа Сайт производителя: www.hasbro.com

Достоинства: Каждая партия вроде как спектакль, причем каждый раз разный. Помимо логики включен психологический момент — не хуже, чем в покере или, скажем, в «Мафии».

2. «Дикие джунгли» (Jungle Speed).

По сути дела дизайнеры Ом и Яко (Thomas Vuarchex и Pierric Yakovenko) просто усовершенствовали примитивную карточную игру в «пьяницу» (у французов она называется la bataille — «битва»). Игрокам раздается по стопке карточек, они по очереди открывают верхнюю, и если у кого-то оказываются одинаковые, то возникает дуэль. Но — и тут уже ничего общего с занудной «пьяницей» — дуэль выиграет не тот, у кого следующая карта старше, а тот, кто быстрее схватит деревянный тотем! Игра совершенно универсальная: годится и для дня рождения первоклашки, и для вполне взрослых (в том числе активно флиртующих) компаний. И, конечно, чтобы играть с любыми иностранцами: в «Диких джунглях» нет языковых барьеров. Поэтому, кстати, нет никакого смысла гоняться за русифицированной версией: правила легко найти в интернете, и к тому же оригинальное издание во Франции или Испании стоит ровно в два раза дешевле. Надо только следить, чтобы на коробке не было написано Jungle Speed. L'extension — это не сама игра, а дополнительный набор карточек без тотема, и с одним лишь этим набором играть нельзя. Если, конечно, не использовать вместо тотема деревянную перечницу или что-то в этом роде, а правила придумать на ходу. Некоторые именно так и поступают.

Возраст: официально от 7 лет, но можно попробовать сыграть и с четырехлетними

Количество игроков: до восьми человек (игра идет «на вылет»); предпочтительно играть за круглым столом

Время партии: от 15 минут Сайт производителя: www.jungle-speed.ru

Достоинства: Стопроцентно лучшая из имеющихся игр на быстроту реакции, простая, компактная и очень азартная.

3. «Эрудит» и «Скраббл»

«Эрудит» — сувенир из советского детства, который (несмотря на появление «Скраббла») продолжают выпускать до сих пор. Впрочем, когда-то он был едва ли не символом скуки. Зато потом все гонялись за русифицированным «Скрабблом» — прямо «как у Набокова»… чтобы опять вернуться к старику «Эрудиту». По существу эти игры совершенно одинаковые (а английский Scrabble, кто бы спорил, появился первым), но «Эрудит» лучше приспособлен именно к русскому языку: количество букв «а» и «е», адекватная стоимость букв «з» и «ь» и прочие нюансы. Что же касается правил — тут вообще можно придумывать свои собственные. Вплоть до того, что можно играть несуществующими словами (но только при условии их убедительного объяснения). Тогда игра становится какой угодно, но уж точно не занудной.

Возраст: от 5 лет

Количество игроков: от двух и желательно не слишком большое — чтобы подолгу не ждать хода

Время партии: ~1 час; можно ставить таймер или шахматные часы, чтобы добавить напряжения

Достоинства: Дает возможность играть словами и не чувствовать себя при этом графоманом.

4. «Марракеш» (Marrakech)

Творение французского издательства Gigamic (в Европе продается еще под названием Suleika) признано игрой 2008 года во Франции и Австрии. По сути игра немного похожа на «Монополию» (там платишь фунты или доллары, переночевав в чужом отеле, здесь — платишь дирхамы, если вынужден наступить на ковер, который продает другой игрок). Но при этом игра гораздо мобильнее и веселее. В общем, разница примерно такая же, как между сказочным восточным базаром и реальным рынком недвижимости с его гигантскими прибылями и чудовищными трагедиями. Впрочем, торговля коврами тоже не простое дело: приходится строить козни, интриговать, создавать временные альянсы, и довольно многое зависит от того, как упадет кубик. Но проигрывать совсем не так противно, как в «Монополии», где как будто вправду разоряешься, причем долго и мучительно. И, наконец, у «Марракеша» исключительно приятный дизайн: имеется деревянная фигурка усатого Ассама, хозяина рынка, большой деревянный кубик с тапками вместо точек, деревянные денежки-дирхамы и, главное, настоящие тканые коврики с узорами. Вот чего-чего, а тряпочек больше нет ни в одной игре.

Возраст: от 5 лет

Время партии: от 1 часа

Количество игроков: идеальный вариант — четверо

Достоинства: игра дает на удивление богатые возможности в смысле общения. Кто-то играет мягко, никому не мешая (и вдруг выигрывает), а кто-то готов даже упустить прибыль, лишь бы помешать соперникам. Кричать, галдеть, причитать, зазывать покупателей, торговаться и даже пытаться жульничать не возбраняется — как на базаре. Шумно, суетливо, но весело и уютно.

5. «Мемори» (Memory)

Классическая игра на запоминание. Квадратные карточки раскладываются на столе вверх «рубашками». Ровными рядами — что проще. Или беспорядочно — что усложняет задачу. Игроки по очереди переворачивают по две карточки; если картинки совпадают, игрок забирает эту пару себе и получает право внеочередного хода. (Главное — захватить ход в конце партии, тогда есть вероятность сорвать основной куш.) У этой игры есть масса версий, но копирайт на название Memory принадлежит компании Ravensburger. Начинали они когда-то с примитивных картиночек в детсадовском стиле, потом купили дорогие, очень хорошего качества фотографии и сделали несколько наборов с животными; лучший из них — «Зверята» (Tierkinder), c верблюжатами, волчатами и прочими пушистиками. Есть нарядный, хотя и несколько китчевый, набор «Знаменитые портреты»: тут тебе и Ван Гог с перевязанным ухом, и Мона Лиза Джоконда, и уорхолловская Мерилин Монро. Набор «Лошади» дает принципиально другой уровень сложности, а набор «Путешествие во времени», выпущенный к 50-летнему юбилею Memory, вообще устроен замысловато: парой к ноутбуку является не такой же в точности ноутбук, а печатная машинка, парой к лазерному СD — виниловая пластинка, и т. д.

Возраст: от 5 лет; зависит от конкретного набора и количества карточек, участвующих в игре

Количество игроков: от 2 до 8 человек

Время партии: ~20 минут

Достоинства: партия в Memory — эффективная тренировка визуальной памяти, а также (что, возможно, даже важнее) — способности к концентрации. А в «Путешествии во времени» задействована еще и функция распознавания образов, что считается важнейшей функцией мозга. Впрочем, со «Зверятами» играть гораздо уютнее.

6. «Уно» (Uno)

Идея такая: скидывая предпоследнюю карту, нужно обязательно крикнуть «Уно!» (в смысле: «Одна!!! У меня на руках всего одна карта!! Я вот-вот выиграю, попробуйте мне помешать!»). А вообще-то механика этой игры мало чем отличается от «японского дурака», или «немецкого дурака», или одной из разновидностей старинного «фараона». Только не с классическими игральными картами, а со специальной колодой. Правила несложные, игра динамичная, азартная и неглупая, подходит и для пары, и для большой компании; тут уж, если позабудешь вовремя крикнуть «Уно!», будет кому схватить тебя за руку. Да и дизайн этих разноцветных карт простой и приятный, но прежде всего настольная игра Uno — это история грандиозного коммерческого успеха. С 1971 года, когда Мерл Робинс придумал Uno (а по сути дела — приватизировал старый добрый «фараон»), продано более 150 млн колод. Сейчас карты Uno издает американская компания Mattel, которой принадлежит бренд Barbie.

Возраст: официально от 7 лет, но и пятилетки справляются неплохо

Количество игроков: можно проводить турниры один на один, а можно соединить, например, две колоды и играть огромным столом человек на двадцать

Время игры: бывают совсем короткие партии, минут на десять, а случаются такие, что, кажется, никогда не кончатся

Достоинства: Учит принимать тактические решения и одновременно развивает реакцию. По сравнению с обычным «немецким дураком», «фараоном» или «мяу-мяу» несколько лучше сбалансирована. Опять-таки компаньонов для Uno несложно найти в любом баре, на любом пляже — в нее играют по всему миру.

7. «Монополия: Всемирная версия» (Monopoly World Edition)

Для многих «Монополия» — это вообще синоним понятия «настольная игра». У нее масса эпигонов, всевозможных «Менеджеров» и «Бирж», и масса локализаций (лучшие, что бы там ни говорили, — Лондон и Нью-Йорк). А кроме того, имеются вариации — такие, как «Монополия-Экспресс», коллекционная, карточная, для младенцев, та, в которой можно торговать пляжами (вариант для серферов) и игроками NBA (играть лучше женской компанией). «Всемирная версия» считается пока что императрицей всех «Монополий». Во-первых, здесь используются не наличные, а пластиковые карточки. Такое уже было и раньше, но здесь на банковском терминале имеется кнопка «Совершение сделки», что придает игре больше азарта. Недвижимость можно покупать во всех странах света, причем города выбирались всемирным голосованием (ни один российский город достаточного количества голосов, увы, не набрал). На карточках «Шанс» и «Общественная казна» появились познавательные факты. И наконец, вместо простеньких зеленых домиков и красных отелей здесь есть африканские хижины, швейцарские шале, пагоды, небоскребы и даже пирамиды.

Возраст: с 8 лет

Количество игроков: от 2 до 6

Время партии: от 2 часов; один лишь период «первоначального накопления» занимает не меньше часа, и нередко продолжать приходится на следующий день

Достоинства: до смешного огромное количество выдающихся бизнесменов признаются, что в детстве прямо-таки обожали «Монополию». Во всяком случае, лучший материал для объяснения понятий «инвестиция» и «первоначальное накопление капитала» вряд ли найдешь.

8. «Каркассон» (Carcassone)

По справедливости, жителям Каркассона на юге Франции надо бы платить немцу Клаусу-Юргену Реде процент за каждого туриста: игра, которую он придумал, прямо-таки прославила этот древний городок. Точнее даже не игра, а целая серия игр: вслед за базовой версией (раньше она продавалась у нас под названием «Средневековье») последовали «Каркассон. Охотники и Собиратели», «Каркассон. Крепость», «Каркассон. Новые Земли» и еще куча дополнений, лучшее из которых — «Каркассон. Колесо Фортуны». Дополнения у нас, к сожалению, не изданы, так что настоящие любители везут свои «Каркассоны» из Европы. Первоначальная идея такая: вы постепенно составляете из квадратов земли карту средневековой страны — по принципу пазла. На каждый выложенный квадрат игрок может поместить своего поданного: рыцаря — в городе, крестьянина — в поле, разбойника — на дороге или монаха — в монастыре (все владения приносят очки и все могут стать предметом соперничества соседей-феодалов). «Охотники и собиратели» устроены очень похоже, но это как бы приквел истории — место действия то же, а вот времена — первобытные.

Возраст: от 8 лет; младшие просто собирают картинку как пазл, но это тоже приятное занятие

Количество игроков: от 2 до 6

Время партии: от 40 минут до 1,5 часов

Достоинства: Помимо всего прочего «Каркассон» как никакая другая игра позволяет почувствовать себя если не демиургом, то по меньшей мере успешным девелопером. Кстати, в нее особенно хорошо играют архитекторы и дизайнеры.

9. «Колонизаторы» (Die Siedler von Catan)

«Колонизаторами» зачастую увлекаются те, кто вдоволь наигрался в разные версии «Каркассона» и решил поискать чего-то более сложного и менее завязанного на факторе удачи. А так эти игры довольно похожи: речь тоже идет об освоении новых земель. Здесь игрокам предстоит выступить в роли первых поселенцев, осваивающих недавно открытый остров — Катан. Победные очки даются за строительство поселений, за создание самой длинной дороги и специальных «культурных строений», за мобилизацию самой большой армии. Победитель получает звание правителя Катана, и это не только почетно, но и непросто — игра требует тонких интеллектуальных усилий. Одним словом — восторг. Главный (и, видимо, единственный) недостаток — громоздкие правила; впрочем, над этим работают, и в новых версиях правила изложены более понятно. Игры, посвященные миру Катана пользуются огромной популярностью в самых разных странах (англоязычный вариант игры называется «The Settlers»). В разные годы признана «Лучшей игрой Германии», «Лучшей игрой США», «Лучшей игрой России».

Возраст: с 12 лет

Количество игроков: в разных версиях — от 3 до 6

Время партии: от 1 часа

Достоинства: Один из лучших способов скоротать вечер, с чистой совестью считая, что это отнюдь не убивание времени, но полезнейшая гимнастика ума.


Возврат к списку

  • Когда и для чего нужны настольные игры вашему ребенку

    Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. Но в этой статье речь пойдет только о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами. Я предлагаю вам более широко взглянуть на них, их значение и влияние на маленьких и больших игроков.

  • 10 причин играть

    Одна из первых вещей, которую осознают все игроки в настолки – это то, что есть время, когда ты ходишь, а есть время, когда ты просто ждешь своего хода. Тянуть карты, перемещать фишки по полю, хватать и кидать кубики – эти и многие другие вещи можно делать только в свой ход. Настольные игры учат детей тому, что всему есть свое время, причем не только в игре, но и в жизни.

  • 9 настольных игр, в которые интересно играть взрослым с детьми

    Настольные игры давно перестали быть чисто детской радостью. В наше время родители, умоляющие своих чад оторваться от компьютера и скоротать вечерок, раскладывая на столе магические карточки, расставляя ценные фигурки и подсчитывая победные очки, — не редкость, а закономерность. У каждой игры свой темперамент: одни неторопливы, как дачный вечер, другие энергичны, как восточный базар. Точно подобрать игру под компанию и под настроение — это искусство.