08.12.2015

Когда и для чего нужны настольные игры вашему ребенку

Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. Но в этой статье речь пойдет только о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами. Я предлагаю вам более широко взглянуть на них, их значение и влияние на маленьких и больших игроков.

Настольные игры входят в жизнь ребенка не сразу. Сначала малыши открывают для себя мир сюжетных предметных игр без четких правил: «магазин», «больница», «дочки-матери». Предназначение игр-импровизаций – помочь ребенку понять, что и как происходит вокруг него: как устроен магазин, семья, дом, огород. Многократное проигрывание знакомых сюжетов с помощью игрушек помогает ребенку в этом, как помогает счет на пальцах или счетный материал, пока ребенок не научится считать в уме. В таких играх в голове малыша происходит серьезная работа по раскладыванию и сортировке приобретенных знаний и навыков, формируются соответствующие нейронные связи. Ребенок полностью сосредоточен на своем занятии, и другие участники не так важны и даже мешают, что часто можно наблюдать в детском саду или в дворовой песочнице. Поэтому и настольная игра в возрасте до 3 лет должна быть только обучающим или развлекательным занятием для ребенка под руководством взрослого, а вовсе не тем полноценным соревновательным процессом, который все мы подразумеваем, произнося «настольная игра». Да и коммуникативное понятие выиграл-проиграл для малышей еще не приобрело достаточной для того, чтобы стать весомым стимулом, определенности. Поэтому, покупая настольные игры для самых маленьких, отдавайте предпочтение тем, что соответствуют особенностям возраста, содержат простые и понятные тематические картинки, загадки, потешки и задания, а не являются попыткой хоть как то адаптировать и упростить для малышей игры, предназначенные для детей более старшего возраста. Такие варианты чаще всего для малышей неиграбельны. Нельзя забывать и о том, что указываемые на коробках сведения о возрастной адресации нередко носят не педагогический, а физиологический характер, и надпись «Игра для детей от 3 лет» означает не то, что нормально развитому трехлетнему ребенку посильно и полезно играть в нее, а то, что взаимодействие с ее комплектующими безопасно для его здоровья. Это часто сбивает с толку покупателей игрушек и заставляет совершать преждевременные разочаровывающие покупки, которые приходится откладывать на потом. Однако многие родители, не сумев применить игрушку сразу, считают ее плохой и больше к ней не возвращаются. На мой взгляд, не правильно оставлять педагогическое применение игрушки полностью на усмотрение родителей, которые могут и не иметь необходимых для этого познаний, и сведения на коробке должны задавать правильные возрастные ориентиры ее использования по назначению.

С игрушками и картинками малыши могут подолгу играть самостоятельно, а активное вовлечение в сюжетную игру сверстников происходит позже, когда ребенок в сами игрушки уже наигрался и с их помощью создал в мозгу позволяющую действовать адекватно картину повседневно окружающего его мира. После этого ребенок переключается на непосредственное свое с ним взаимодействие и изучает уже не только его устройство, но и характеры других людей. Знакомая сюжетная игра для ребенка старше 4 лет больше повод для общения, чем необходимость. Ребенок открыто проявляет свой характер и получает на него искреннюю и беспощадную реакцию других детей, которые обычно не так терпимы и тактичны, как окружавшие его до этого заботой взрослые. Тут выяснится всё – смельчак он или трус, лидер или аутсайдер, красавец или чудовище, наездник или верблюд. Процесс игры-импровизации становится неравнозначным для его участников – один все берет в свои руки, командует и творит, что вздумается, а другой не может себя проявить из-за слабости, уступчивости или сговорчивости, становясь просто пешкой в чужой игре. При этом совсем не факт, что предложенный лидером вариант игры – лучший.

Вот тут-то, в 5-6 лет, и наступает самый подходящий момент для настольных игр. В отличие от игры-импровизации, у настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Он начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя не потому, что так решила мама, или так захотел кто-то наглый и напористый, а потому что так все вместе заранее договорились. Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке ни много ни мало способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Научите своего ребенка играть в настольные игры с правилами, и вам будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Осознав, что такое правила и поняв, что их соблюдение сближает и объединяет, ребенок уже не будет воспринимать распределенные между членами семьи обязанности как насилие и унижение, которых можно избежать хамством и психологическим доминированием, перестанет пытаться все время сесть на голову по законам дикой стаи. Я много лет наблюдала, какое влияние оказывают настольные игры на детей и взрослых и могу с уверенностью сказать, что даже «трудные» дети и родители с их помощью становятся «легче» и дисциплинированнее.

Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к

концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.

Если же ребенку 5-12 лет будут доступны только компьютерные игры, в которых тоже есть правила, но нет возможности их нарушать и нет живых игроков-свидетелей, то вместо умения уживаться с другими людьми он научится только избегать всех, кто ему неудобен, и прятаться в виртуальной реальности. Поэтому даже если вы ярый приверженец компьютерных технологий, всё равно подарите своему ребенку хотя бы одну хорошую настольную игру и научите его и его друзей играть в нее вместе. Это даст детям важный опыт терпимости к характерам друг друга и взаимоуважительного живого общения.

Конечно, с возрастом игра перестает быть необходимым связующим фактором отношений. К 12-14 годам подростки уже способны проводить время, открыто проявляя личный интерес друг к другу и обсуждая интересные им темы вне игрового процесса. Это признак взросления и сформировавшейся осознающей себя личности. Игра с ее адаптивными функциями отступает на второй план, но на протяжении всей жизни продолжает оставаться и приятным развлечением и надежным способом завязывать знакомство и поддерживать отношения!


Возврат к списку

  • ТОП 10 Самых популярных настольных игр 2018

    Если вы хотите принять правильное решение по поводу того, какой сюрприз устроить вашему близкому человеку, или простому знакомому, будь то ребенок или взрослый. Мы предлагаем вам ознакомиться с рейтингом самых интересных и захватывающих настольных игр, которые пользуются спросом на большинстве торжеств во многих уголках нашей планеты.

  • Когда и для чего нужны настольные игры вашему ребенку

    Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. Но в этой статье речь пойдет только о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами. Я предлагаю вам более широко взглянуть на них, их значение и влияние на маленьких и больших игроков.

  • 10 причин играть

    Одна из первых вещей, которую осознают все игроки в настолки – это то, что есть время, когда ты ходишь, а есть время, когда ты просто ждешь своего хода. Тянуть карты, перемещать фишки по полю, хватать и кидать кубики – эти и многие другие вещи можно делать только в свой ход. Настольные игры учат детей тому, что всему есть свое время, причем не только в игре, но и в жизни.

  • 9 настольных игр, в которые интересно играть взрослым с детьми

    Настольные игры давно перестали быть чисто детской радостью. В наше время родители, умоляющие своих чад оторваться от компьютера и скоротать вечерок, раскладывая на столе магические карточки, расставляя ценные фигурки и подсчитывая победные очки, — не редкость, а закономерность. У каждой игры свой темперамент: одни неторопливы, как дачный вечер, другие энергичны, как восточный базар. Точно подобрать игру под компанию и под настроение — это искусство.